Дополнительное профессиональное обучение
Трудовой кодекс
Статья 196. Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников, по направлению работников на прохождение независимой оценки квалификации
Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель.
Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей, в том числе для направления работников на прохождение независимой оценки квалификации, определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
При направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации работодатель должен предоставлять ему гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Положение об организации дополнительного профессионального образования работников бюджетного учреждения социального обслуживания Вологодской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Бабаевского района»
УТВЕРЖДЕНО приказом БУ СО ВО «КЦСОН Бабаевского района» от 21.04.2025 № 146
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об организации дополнительного профессионального образования работников бюджетного учреждения социального обслуживания Вологодской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Бабаевского района» (далее – Положение, Учреждение) определяет порядок обучения работников Учреждения.
1.2. Положение разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», иным действующим законодательством Российской Федерации.
1.3. Общую организацию и контроль повышения квалификации сотрудников осуществляют: директор, специалист по кадрам, заведующие отделениями социального обслуживания.
2. Цели и задачи дополнительного профессионального образования
2.1. Целью дополнительного профессионального обучения является совершенствование профессиональных компетенций работников в соответствии с требованиями профессиональных стандартов, поддержка эффективного исполнения работниками своих обязанностей; улучшение качества оказываемых социальных услуг населению; мотивация работников к саморазвитию и карьере.
2.2. Главной задачей является обобщение и распространение передового опыта, внедрение инновационных методик, улучшение качества подготовки работников и поддержка их карьерного роста.
3. Принципы дополнительного профессионального образования
3.1. Непрерывность и обязательность. Обучение организуется непрерывно и регулярно по мере необходимости, причем работники проходят обучение не реже одного раза в пять лет, а начинающие специалисты - в течение первых двух лет работы.
3.2. Индивидуализация. Организация направляет работников на обучение индивидуально, учитывая личные предпочтения и запросы работников, возможности учреждения и требования законодательства.
3.3. Актуальность. Вид и срок дополнительного профессионального образования определяются на основе текущих потребностей учреждения и профессиональных достижений работников.
3.4. Эффективность. Результаты обучения должны непосредственно влиять на рабочий процесс и улучшать качество предоставляемых социальных услуг.
4. Виды дополнительного профессионального образования
4.1. Виды дополнительного профессионального образования
- Профессиональная переподготовка;
- Повышение квалификации.
- Курсы, мастер-классы, семинары, вебинары, тренинги, стажировки.
4.2. Формы дополнительного профессионального образования:
- Очное обучение;
- Дистанционное обучение;
- Смешанный формат.
4.3. Повышение квалификации может происходить по разным программам и видам обучения: краткосрочные курсы (до 72 часов); среднесрочные курсы (от 72 до 250 часов); курсы профессиональной переподготовки (более 250 часов).
4.4. Программы повышения квалификации предусматривают получение сертификатов, свидетельств, удостоверений или дипломов о профессиональной подготовке, соответствующих государственным образцам.
5. Порядок организации дополнительного профессионального образования
5.1. Основанием для дополнительного профессионального образования служит план профессиональной учебы, разработанный специалистом по кадрам с учетом предложений заведующих структурными подразделениями, ответственных за отдельные направления работы Учреждения.
5.2. План профессиональной учебы разрабатывается с учётом последней даты прошедшего обучения сотрудников.
5.3. Продолжительность обучения устанавливается с учетом текущего уровня квалификации сотрудника, занимаемой должности и нормативных требований законодательства.
5.4. За своевременное уведомление сотрудников о предстоящем обучении несут ответственность их непосредственные руководители.
5.5. Сотрудники, отправленные на обучение, лично отвечают за посещаемость занятий, достижение результата и своевременную передачу отчетности.
6. Взаимодействие сотрудников по вопросам организации обучения
6.1. Специалист по кадрам занимается разработкой ежегодного плана профессиональной учебы, контролирует соблюдение периодичности обучения, осуществляет учет проведенных мероприятий по обучению, готовит отчёты о проведенных мероприятиях.
6.2. Руководители структурных подразделений готовят необходимые документы для включения сотрудников в план профессиональной учебы, своевременно сообщают сотрудникам о датах начала и окончания обучающих мероприятий, отслеживая выполнение обязательств.
6.3. Оригинал документа о повышении квалификации хранится у работника, копия хранится в личном деле сотрудника.
7. Документация
7.1. Основной формой планирования является план профессиональных учеб, утверждаемый приказом директора.
7.2. По итогам обучения составляется отчет о проведенных профессиональных учебах.
7.3. С целью организации учета специалист по кадрам ведет Журнал учета дополнительного профессионального обучения работников. Журнал ведется в электронном виде, в формате EXSEL. В Журнале учитываются сведения об образовании работников, профессиональной переподготовке (1-ый лист), курсах повышения квалификации (2-ой и последующие листы).