Организация работы с инвалидами
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ПО РАБОТЕ С ИНВАЛИДАМИ
- основные виды деятельности:
- иные виды деятельности:
- бесплатная юридическая помощь
- проекты
- клубные объединения:
*В современном российском обществе социальная политика по отношению к людям с инвалидностью объединяет усилия государства и общества. Но так было не всегда. Хотя исторически в России внимание к инвалидам явилось основой создания системы социальной защиты населения, усиление роли социальной работы с инвалидами произошло в последние двадцать лет.
В формировании государственной политики Российской Федерации как социального государства в отношении инвалидов можно выделить следующие основные этапы:
Начало было положено 1 ноября 1917 года Правительственным сообщением о социальном страховании и увеличении пенсий инвалидов на 100% за счет государственного бюджета.
Первоначально государственное финансирование осуществлялось через систему социального страхования, но с 1918 года материальным обеспечением политики в отношении инвалидов стала заниматься система социального обеспечения.
В этот период была создана врачебная экспертиза трудоспособности.
К 1923 г. была введена трехгрупповая классификация инвалидности.
Началось формирование системы общего и профессионального коррекционного образования.
В 1918 г. в Петрограде и Москве открылись первые курсы для учителей, работающих с "аномальными" детьми.
В 1929 году основан Институт коррекционной педагогики (Экспериментальный дефектологический институт, назывался по-разному в разные периоды), ведущий системную деятельность по образованию инвалидовдо настоящего времени.
В 1932 г. вышло Постановление СНК "О введении всеобщего обязательного обучения физически дефективных детей".
Знаковым событием стало создание в 1934 году программы обучения для неслышащих в МВТУ им. Баумана.
В этот период создаются первые общественные организации инвалидов. Так, Всероссийское общество слепых (ВОС) было основано в 1925 году.
1941-1960 гг.
Огромное увеличение числа инвалидов принесла Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
После Великой отечественной войны появился новый огромный контингент инвалидов - бывшие фронтовики, в основном люди молодого или среднего возраста, многие с травмами опорно-двигательного аппарата. Доля инвалидов с такими поражениями возросла от 8% до 42%.
Создается сеть медицинских учреждений для инвалидов и ветеранов войны-госпиталей, лечебниц, санаториев, и сеть стационарных социальных учреждений для военных инвалидов - дома инвалидов, дома ветеранов, позднее - пансионаты для ветеранов войны.
В 1956 г. вводятся новые инструкции по определению групп инвалидности.
Создаются возможности для образования военных инвалидов.
Так, в 1945 году в Курске была открыта музыкальная школа для ослепших фронтовиков. В 1954 году на ее базе было создано музыкальное училище для инвалидов по зрению. В мире существуют всего два подобных образовательных центра (в Курске и Праге), дающих возможность людям с особыми потребностями стать профессиональными музыкантами.
1960-1990 гг.
Формируется государственная система трудового устройства инвалидов, позволяющая по их желанию трудиться в условиях, которые не противопоказаны лицам с ограничениями по состоянию здоровья.
Продолжают формироваться общественные организации инвалидов - в 1988 году создано Всероссийское общество инвалидов.
Развивается сеть общего и специального образования для инвалидов. Формируется система специализированных школ-интернатов, доступная всем инвалидам и практически все инвалиды охвачены системой неполного среднего образования.
1990-2006 гг.
Нормативно-правовое обеспечение принципов равенства прав инвалидов.
В 1990 г. Верховным Советом СССР была принята концепция Государственной политики в отношении инвалидов и Закон "Об основных началах социальной защищенности инвалидов СССР".
Указами Президента России “О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности” (1992), «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» (1993 г. No 394) было положено начало преобразованию среды с учетом потребностей инвалидов.
В России были разработаны стандартные правила, учитывающие потребности инвалидов при строительстве жилья, устройстве социальной инфраструктуры. В этих документах впервые было обращено внимание на важность реабилитации и интеграцииинвалидов в общество. Однако препятствием было отсутствие механизма, обязывающего предпринимать соответствующие меры.
Поворотным в определении статуса инвалидов в обществе стал 1995 год, когда в России был принят Федеральный Закон “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”.
Впервые целью государственной политики стала не помощь инвалиду, а “обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренныхКонституцией РФ". Этот Закон отразил прогрессивные нормы социальных законов зарубежных стран и международных документов, но многие положения закона не несли норм прямого действия.
Активно развивалась система коррекционного общего образования и профессионального образования для инвалидов, в том числе в дистанционной форме.
В 1994 г. в Классификатор специальностей была включена специальность «Коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная)». Была создана федеральная сеть экспериментальных площадок по дистанционному обучению инвалидов на базе вузов и сузов.Число студентов-инвалидов в вузах в этот период увеличилось в несколько раз, хотя общее число молодых инвалидов в многомиллионной армии российских студентов не превышало один процент.
Исторические трансформации российского государственного устройства конца XX века, тяжелейший экономический кризис, слом устоявшейся системы ценностей значительно ухудшили положение инвалидов, и система социальной защиты населения в этот период буквально обеспечивала выживание социально уязвленных слоев населения.
Тем не менее, деятельность государства по законодательному обеспечению равных прав инвалидов продолжалась.
2006-2012 гг.
Россия в 2006 году подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов и в 2012 году ее ратифицировала.
За этот период в России была официально признана политика в отношении инвалидов.
Были сформированы:система льгот и компенсаций; судебные и административные механизмы реализации прав инвалидов; специальное антидискриминационное законодательство; институты координации национальной политики. Создана сеть неправительственных организаций инвалидов.
Продолжалась работа по обеспечению доступа инвалидов к реализации гражданских прав, в том числе права на труд, на образование, на создание семьи, на неприкосновенность частной жизни и собственности, а также политических прав.
В обществе отношение к людям с инвалидностью стало более позитивным.
Инклюзивное образование начинает развиваться вначале в экспериментальном порядке, а с 2011 года - в штатном режиме.
Детям со специальными потребностями в области образования предоставляется доступ в обычные школы, в которых должны обеспечиваться условия для их обучения и удовлетворения их потребностей на основе педагогических принципов, ставящих во главу угла интересы ребенка.
Дискутировались вопросы, предоставлять ли образовательные услуги детям-инвалидам исключительно в специализированных учебных заведениях, либо стремиться к интеграции детей-инвалидов в общий образовательный процесс, предполагающий обучение в школах и классах вместе со здоровыми детьми. К 2015 году формируется смешанный подход, и родителям предоставляется право выбора образовательного сценария.
2012-2019 гг.
В декабре 2014 года для обеспечения равных прав и возможностей инвалидов принят Федеральный закон 419-ФЗ от 01.12.2014 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции "О правах инвалидов",
в котором предусмотрено внесение изменений в 26 федеральных законов, из них: в сферах культуры - 5, связи - 3, транспорта - 6, административной ответственности, доступа к правосудию и защиты в ситуациях риска - 6, жилищных правоотношений - 1, избирательных прав -3, здравоохранения - 2.
Действенным механизмом реализации Конвенции стала Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы с общим объемом финансирования 183,6 млрд. рублей.
Программа положила начало реальной практической работе по созданию безбарьерной среды в России.
*Инвалиды в Российской Федерации - путь к доступной среде. Мкртумова Ирина Владимировна,
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ИНВАЛИДОВ
2008 год - Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года.
2012 год - Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов.
Подписание и ратификация Конвенции утвердили принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов.
Россия принимает меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению.
Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности,
распространяются на
- здания, дороги, транспорт и другие объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места;
- на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные и экстренные службы.
Должна быть достигнута максимальная независимость инвалидов посредством укрепления и расширения комплексных реабилитационных и абилитационных услуг.
Комплексная реабилитация и абилитация инвалидов, в том числе детей-инвалидов,
должны охватывать медицинский, социальный аспект и вопросы образования и трудоустройства и учитывать, что инвалиды представляют собой неоднородную группу лиц и потребности их различны.
Реабилитация и абилитация должны:
начинаться как можно раньше,
основываться на многопрофильной оценке нужд и сильных сторон инвалида (ребенка-инвалида),
способствовать вовлечению его в местное сообщество,
быть доступными для инвалидов как можно ближе к местам их непосредственного проживания.
Для реализации программ комплексной реабилитации и абилитации инвалидов необходимо
обучение специалистов и персонала, предоставляющих реабилитационные и абилитационные услуги,
получение информации самими инвалидами и членами их семей об использовании ассистивных устройств и технологий, относящихся к реабилитации и абилитации.
Законодательством Российской Федерации, в т.ч. федеральными законами
"Об образовании в Российской Федерации",
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации",
"Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации",
"О связи",
"О физической культуре и спорте в Российской Федерации",
Градостроительным кодексом Российской Федерации и
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях,
определены требования к органам власти и организациям независимо от организационно-правовой формы
по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации,
а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований.
Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" введено понятие "абилитация инвалидов", заложена основа для эффективного межведомственного взаимодействия в целях повышения доступности услуг по реабилитации и абилитации инвалидов.
Эффективное межведомственное взаимодействие медицинских, социальных организаций и организаций, ведущих образовательную деятельность - обязательное условие реализации принципов ранней помощи и сопровождения инвалида в системе реабилитации.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Федеральный закон № 442-ФЗ от 28 декабря 2013 г. "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"
закон устанавливает:
1) правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации;
2) полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан;
3) права и обязанности получателей социальных услуг;
4) права и обязанности поставщиков социальных услуг.
Действие настоящего Федерального закона распространяется на граждан Российской Федерации, на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, беженцев (далее - граждане, гражданин), а также на юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание граждан.
- Федеральный закон № 419 от 1 декабря 2014 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов"
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2021 года № 3711-р (Концепция развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года)
- Приказ Минтруда России от 14.12.2017 № 847 "Об утверждении методических рекомендаций по организации различных технологий сопровождаемого проживания инвалидов, в том числе такой технологии, как сопровождаемое совместное проживание малых групп инвалидов в отдельных жилых помещениях"
- Письмо ПФР от 11.01.2018 № 04-35/98 "О предоставлении информации"
- Письмо Департамента здравоохранения Вологодской области от № (о количестве инвалидов, состоящих на учете у врачей-психиатров)
- Протокол заседания Совета по делам инвалидов при Губернаторе области от 8.12.2016
- Письмо Департамента социальной защиты населения Вологодской области от 06.03.2018 № 01-01/1425 "О развитии работы с инвалидами" (с приложениями 1-6, в т.ч. приказ Минтруда России от 14.12.2017 № 847, методические материалы по организации работы с инвалидами в комплексных центрах социального обслуживания области (подготовлены специалистами БУ СО ВО "КЦСОН г.Череповца "Забота", справка о работе с инвалидами, проводимой организациями социального обслуживания области, информация о количестве инвалидов, проживающих в муниципальных районах, сведения о контингентах инвалидов, состоящих на учете у врачей-психиатров, примерный план мероприятий, направленных на организацию работы с инвалидами на 2018 год)
ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ УЧРЕЖДЕНИЯ
- Устав учреждения
- Положения о структурных подразделениях
- План мероприятий, направленных на организацию работы с инвалидами, проживающими на территории Бабаевского района (на год)
- Приказ от 30.04.2019 № 141 "О назначении ответственных" (предоставление информации по освоению денежных средств в рамках ГП "Безбарьерная среда")
- Приказ от 13.04.2020 №162 "Об организации работы с инвалидами в БУ СО ВО "КЦСОН Бабаевского района"
- Приказ от 13.04.2020 №163 "Об организации работы по реализации рекомендованных мероприятий ИПРА"
- Приказ от 13.04.2020 №164 "О признании утратившими силу приказов"
- Приказ от 13.04.2020 №165 "О реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида"
- Информация об организации, предоставляющей реабилитационные и (или) абилитационные услуги инвалидам и детям-инвалидам в субъекте Российской Федерации (реабилитационный паспорт организации) от 01.10.2019 года
- Письмо от 26.01.2017 № (ответ на входящий запрос от 26.01.2017 № 01-01/743) (организация работы с инвалидами в 2016 году)
- Информация об организации работы с инвалидами в отделении социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов от 16.03.2018
НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
- ГОСТ Р 53872-2010. Реабилитация инвалидов. Услуги по психологической реабилитации инвалидов
- ГОСТ Р 53873-2010. Реабилитация инвалидов. Услуги по профессиональной реабилитации инвалидов
- ГОСТ Р 54734-2021. РЕАБИЛИТАЦИЯ (АБИЛИТАЦИЯ) ИНВАЛИДОВ (ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ).Учетно-отчетная документация организаций реабилитации (абилитации) инвалидов (детей-инвалидов)
- ГОСТ Р 54735-2021. РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ. Требования к персоналу учреждений реабилитации и абилитации инвалидов
- ГОСТ Р 54736-2021. РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ. Специальное техническое оснащение учреждений реабилитации и абилитации инвалидов
- ГОСТ Р 54738-2021. РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ. Услуги по социальной реабилитации инвалидов
- ГОСТ Р 55637-2021. РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ. Услуги по трудовой адаптации инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы
- ГОСТ Р 56100-2021. РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ. Система информационного обеспечения реабилитационных учреждений
- ГОСТ Р 56101-2021. РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ. Социально-бытовая адаптация инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы
- ГОСТ Р 57888-2017. РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ. Целевые показатели реабилитационных услуг. Основные положения
- ГОСТ Р 57959-2017. РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ. Рабочее место для инвалида с поражением опорно-двигательного аппарата
- ГОСТ Р 57960-2017. РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ. Оценка результатов реабилитационных услуг. Основные положения
- ГОСТ Р 58258-2018. Группа Т50. РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ. Система ребилитации инвалидов и абилитации детей-инвалидов. Общие положения
- ГОСТ Р 58259-2018. Группа Т50. РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ. Оценкаэффективности системы реабилитации инвалидов и абилитации детей-инвалидов
- ГОСТ Р 58263-2018. Группа Т50. РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ. Услугипо сопровождению при содействии занятости инвалидов
- ГОСТ Р 58264-2018. Группа Т50. РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ. Услугиреабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями