Цвета сайта
  • Ц
  • Ц
  • Ц
  • Ц
  • Ц
Кернинг:
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
Размер шрифта:
  • А
  • А
  • А
Тип шрифта:
  • АБВ
  • АБВ
Изображения:
8(81743)2-12-32

Ранняя помощь

Ранняя помощь – это область научных знаний, которая объединяет ученых и практиков для оказания качественной, доступной и эффективной помощи детям раннего возраста, имеющим ограничения жизнедеятельности и их семьям.

Существующий зарубежный и отечественный опыт показывает, что правильно организованная и своевременная ранняя помощь детям и их семьям может уменьшить ограничения жизнедеятельности и риск появления вторичных нарушений у детей, а в конечном итоге снизить риск инвалидизации ребенка. Ранняя помощь обеспечивает нормализацию жизни семьи и повышает качество жизни ребенка и семьи; способствует повышению уровня адаптации семьи к потребностям ребенка, профилактике отказов, включению детей с особенностями развития в жизнь общества.

На государственном уровне развитие ранней помощи детям и их семьям в Российской Федерации является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере защиты детства.

С 2016 года организация ранней помощи детям и их семьям в Российской Федерации осуществлялась в соответствии с Концепцией по развитию ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 31 августа 2016 г. № 1839-р), направленной на объединение усилий трех ведомств (здравоохранение, образование, социальная защита) и формирование единых подходов к ранней помощи в регионах.

В рамках реализации Плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 № 122-р, определены основные направления государственной политики в сфере защиты детства, в том числе по организации развития системы ранней помощи в регионах. По результатам реализации данного мероприятия ожидается, что к 2024 году не менее чем в 65 субъектах Российской Федерации будут разработаны программные документы по организации и развитию ранней помощи, а к 2027 году во всех субъектах Российской Федерации реализуются мероприятия по развитию ранней помощи.

Создание условий для раннего развития детей в возрасте до 3-х лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье отражено в Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

Целью развития системы ранней помощи детям и их семьям является организация эффективного межведомственного взаимодействия организаций, участвующих в оказании ранней помощи детям целевой группы, обеспечивающего раннее выявление отклонений в развитии и ограничений жизнедеятельности, оптимальное развитие и адаптацию детей, интеграцию семьи и ребенка в общество, профилактику и снижение выраженности ограничений жизнедеятельности, повышение доступности образования для детей целевой группы, повышения уровня компетенции родителей.

Основными задачами Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года являлись:

- разработка нормативной правовой и методической базы по организации ранней помощи детям и их семьям;

- создание единой системы ранней помощи детям и их семьям с учетом региональных особенностей;

- формирование условий для развития программ ранней помощи детям и их семьям в субъектах Российской Федерации.

В Концепции определены приоритетные направления деятельности по решению задач развития ранней помощи: создание правовых основ ранней помощи, совершенствование механизмов своевременного выявления детей, нуждающихся в ранней помощи, обеспечение доступности услуг ранней помощи детям и их семьям, методическое обеспечение предоставления услуг ранней помощи, подготовка кадров в области ранней помощи и др.

В 2017-2020 гг. в субъектах Российской Федерации обеспечивалось выполнение Плана мероприятий по реализации Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2016 г. № 2723-р).

Разработка единой методологии работы для всех субъектов Российской Федерации, единых подходов к организации ранней помощи и их апробация осуществлялась в процессе пилотного проекта по отработке подходов к формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, который проводился в 2017-2018 гг. в двух регионах (Свердловской области и Пермском крае).

Для обеспечения единого подхода к ранней помощи в субъектах Российской Федерации Минтрудом России в 2018 году разработаны Методические рекомендации по организации услуг ранней помощи детям и их семьям в рамках формирования системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов.

Одним из механизмов реализации ранней помощи детям и их семьям в субъектах Российской Федерации является региональная программа, разработанная в соответствии с типовой программой субъекта Российской Федерации по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в которой включен раздел ранней помощи (Приказ Минтруда России от 26.12.2017 № 875 «Об утверждении методики разработки и реализации региональной программы по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов (типовая программа субъекта Российской Федерации)».

В формировании региональной системы ранней помощи принимают участие ведомства: здравоохранения, социальная защита, образования.

В соответствии с типовой программой субъекта Российской Федерации ранняя помощь является самостоятельным направлением системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов. Ранняя помощь в регионе реализуется на межведомственной основе с участием ведомств: здравоохранения, социальной защиты, образования, а также с привлечением негосударственных организаций.

В 2021 году распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2021 № 3711-р утверждена Концепция развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года. Ранняя помощь детям и их семьям рассматривается как начало процесса реабилитации и абилитации детей-инвалидов, способствующее раннему выявлению и последующей рациональной маршрутизации детей с ограничениями жизнедеятельности, и в конечном итоге - профилактике инвалидизации детей.

По итогам реализации Концепции развития к 2025 году планируется обеспечить в качестве одного из основных целевых показателей достижение охвата услугами ранней помощи не менее 90% семей, нуждающихся в них.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2022 г. N 2253-р утвержден План мероприятий по реализации Концепции развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года. С целью совершенствования ранней помощи детям и их семьям в субъектах Российской Федерации разрабатывается комплексный межведомственный план по ранней помощи.

На региональном уровне субъектами Российской Федерации осуществляется решение задач по организации системы ранней помощи на основе координации взаимодействия организаций различной ведомственной принадлежности, нормативного определения их функционала по работе с ребенком и семьей, а также активного вовлечения в этот процесс негосударственных организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций.

Поскольку ранняя помощь представляется как неотъемлемая часть и начало процесса реабилитации и абилитации детей-инвалидов, дальнейшее ее развитие планируется продолжать в рамках реализации Концепции развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года, а также комплексного межведомственного плана по совершенствованию ранней помощи детям и их семьям.